Сергей Иванович Веревкин (sergey_verevkin) wrote,
Сергей Иванович Веревкин
sergey_verevkin

Category:

Сколько веков российскому парламентаризму?

В 2006 году вся страна наша, а точнее, политически активная часть населения страны - широко отметила Столетие российского парламентаризма. Действительно, 17 октября 1906 года Государь-император Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в соответствии с которым и была учреждена Государственная Дума. Ее-то преемницей и провозглашает себя нынешняя Государственная Дума, и с этой точки зрения все вроде бы в полном порядке – 100 лет, и ни годом больше!
Но тогда получается, что до подписания этого Манифеста на территории России веками царил дичайший, ничем и никем не сдерживаемый произвол – сначала Великих Князей и царей из династии Рюриковичей, а затем – царей и императоров из династии Романовых. Однако, думается, традиции российского парламентаризма возникли в России отнюдь не на пустом месте, и не только лишь по воле Николая II, пусть и вынужденного к этому внешними и внутренними крайне неблагоприятными обстоятельствами.



…Вот тут-то и возникают в памяти из истории такие понятия, как «Собор», «Соборность», «Земский Собор», «Боярская Дума». Все мы знаем из истории, что Допетровская Русь – была соборной державой, совершенно не вдумываясь, а что это такое – Соборная держава. Согласно точной и емкой формулировки современного исследователя О.А.Платонова соборность – «…полное самоуправление в условиях сильной централизованной власти». В этих условиях Царь всея Руси, как Помазанник Божий (а при вступлении на трон над ним совершалось и особое церковное таинство – Помазание на царство!), обладал огромной властью, всей полнотой власти.
Но!
Но важнейшие для страны решения он никогда не принимал единолично! Никогда! В этих случаях он созывал «землю», «собор». Точнее – Земский Собор! И главным здесь было – не мнение царя, а мнение Собора! Царь никогда не шел против решения Собора. Да, он активно влиял на позиции отдельных участников Собора, как это принято говорить сейчас – лоббировал принятие «своего проекта» решения – но против всего Собора не шел! Более того, в случае смерти царя его сын не автоматически становился следующим царем русским. Нет! Выбирали русских царей, тщательно рассматривали их кандидатуры, и утверждали конкретного человека – также Земские Соборы! Такого народовластия, такой демократии, таких прав – не было ни тогда, ни позже – ни у одного из европейских парламентов, даже у британского, и по сию пору кичащегося своими - древностью и традициями!
Примеры – избрание Земским Собором на царство в 1582 году из двух кандидатур, царевичей Димитрия и Федора, царем – Федора Иоанновича. После его смерти опять возникла острая коллизия – на трон претендовали, как тот же самый царевич Димитрий, так и Борис Годунов. И здесь позиция Земского Собора оказалась решающей – царем стал Борис Годунов, а не Димитрий, за которого горой стояла Боярская Дума. То есть – власть, полномочия, и права Земского Собора были гораздо выше, чем даже у Боярской Думы!
Кстати, и Смутное Время на Руси началось и разлилось тогда, когда власти стали пренебрегать созывами Земских Соборов, когда патриарх Иов стал рассылать по Руси сфальсифицированное решение Земского Собора об избрании на престол сына Годунова. Причем пресловутого польского королевича Владислава на Русь пригласил – именно Земский собор, оговорив двумя главнейшими условиями – сохранение Православия на Руси, и порядок правления Владислава и изменение им русских законов только по решению «земли». И нарушение им этих принципов послужило причиной отстранения его от власти – опять же Земским Собором, и избрание этим же Собором русским царем Михаила Романова.
Состав делегатов каждого Собора был таким: от городов, земств, Боярской Думы, духовенства, дворянства, купечества, казаков, стрельцов, посадских (городских) людей и крестьянства. Причем представители всех этих сословий от разных местностей образовывали на Соборе своеобразные «фракции» - казачества, стрельцов, дворян, духовенства, купечества и т.д. Каждая такая «фракция», обсудив между собой тот или иной рассматриваемый вопрос, составляла по нему свою резолюцию с предложениями - «скаску». При этом за каждым делегатом оставлялось право давать и свою собственную «скаску», если его мнение резко расходилось с мнением большинства «фракции». Помимо «скасок» по вопросам «повестки дня», в самом начале Собора оглашенной царем, на Соборе рассматривались также и «наказы» выборщиков делегатов. И по всем этим вопросам Собором принимались решения, законы, уложения. Соборы принимали решения об объявлении войны с другими государствами, и о мире с ними. Утверждали условия мирных договоров.
Причем собирались Соборы – не только по случаю смерти царя и выборов нового. Периодичность созывов Соборов зависела от внутри и внешнеполитической ситуации в России и вокруг нее. Так, в XVI веке Соборы созывались в 1550, 1566, 1584, 1598, 1599 годах, в XVII веке – в 1610, 1613, 1616, 1618, 1619, 1621, 1623, 1632, 1643, 1645, 1650, 1651, 1653, 1654, 1676, 1680, 1682 годах. Многое также зависело от личности царя. Иоанн Грозный, как видно из вышеприведенных дат, стремился созывать Соборы как можно реже. Но и он не смел вообще их игнорировать! Такой же линии стремился держаться и его «воспитанник», но не преемник по духу Борис Годунов. В Смутное Время Соборы практически не созывались, а вот царь Михаил правил только при помощи Соборов, чуть ли не ежегодно им созываемых. Такой же практики придерживался и его сын Алексей Михайлович. И только царь Петр положил конец русскому парламентаризму.
Интересным институтом была и Боярская Дума. В отличие от всех без исключения европейских аналогов, той же британской Палаты Лордов, где членство в Палате дается автоматически с рождением отпрыска того или иного рода, членом Боярской Думы мог стать не каждый отпрыск боярского рода. Более того, не каждый сын боярина становился боярином! «Боярин» – это не аналог западноевропейского «герцога», «барона» и т.д. Боярин – это чин! Так же, как и «сын боярский» - чин, а не обозначение сына боярина. А сын боярина сначала, придя на службу, получал звание «новика», или «стряпчего». Затем становился «стольником». Стольник – это не сто рублей, это от слова «стол» - своего рода «отдел». Стольник – что-то вроде завотделом. Затем из «стольников» человек дорастал до «окольничего». Следующим чином был чин «сына боярского». И только из «окольничих» становились «боярами». То есть – Боярская Дума того времени представляла собой своего рода квинтэссенцию российского топ-менеджмента. А знатные роды, Рюриковичи, бывшие великие князья, и князья крупных княжеств (всего – 16 родов), имели только одну привилегию – стать боярином, минуя чин окольничего. Но, опять же, они становились боярами не автоматически, не «за выслугу лет». Каждая кандидатура рассматривалась персонально. Причем помимо бояр в составе Боярской Думы были «думные дворяне» (из мелких помещиков) и «думные дьяки» (из простонародья). Средний состав Думы XVII века – 29 бояр (5 не из знати), 24 окольничих, 6 думных дворян, 4 думных дьяка.
В этой статье в силу обширности обсуждаемого вопроса рассмотрена только верхняя «вертикаль власти», и не затронута совершенно ее «нижняя составляющая» - институт воевод, старост и т.д. Но даже и приведенные здесь факты дают яркое и наглядное представление о высоком уровне развития народовластия и парламентаризма в Допетровской России, многовековые традиции которой были безжалостно разрушены в угоду низкопоклонничеству перед «просвещенным» Западом. Думается, тщательное изучение именно этих традиций – актуально и сегодня.
Парламентаризм Допетровской России – явление настолько уникальное, что его ни в коем случае не стоит отбрасывать на пыльные задворки истории - туда, куда отбросила его бездумная рука царя-«реформатора». И сегодня его принципы сослужат добрую службу нашему государству.


Tags: Россия - НАША РОДИНА, Россия - будущее, Россия - пути спасения и возрождения
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments