Сергей Иванович Веревкин (sergey_verevkin) wrote,
Сергей Иванович Веревкин
sergey_verevkin

Categories:

Дева Мария Примирения

Удивительная история...
"Дева Мария Примирения"...
Я знаю еще об одной католической иконе "Дева Мария Примирения", "Иконе Богоматери Польско-Российского примирения". История ее создания удивительна. Как-нибудь я приведу здесь рассказ о ее создании, который поведал мне ее создатель, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Польша в России пан Ежи Бар, мой добрый, настоящий друг.
Скажу сейчас только, что Икона эта находится в Католическом Соборе во Имя Непорочного Зачатия, расположенном недалеко от здания Посольства Польши в Москве. Будете там - обязательно найдите ее и вглядитесь. И в особенности обратите внимание на небольшой вылепенный из хлебного мякиша крестик, что вделан в Икону. Этот крестик также имеет свою историю, трагическую и не менее удивительную...
Оригинал взят у serg_slavorumв Свет, любовь, жизнь. История "Сталинградской Мадонны".


Оригинал статьи здесь.

Волгоградский художник Владислав Коваль написал картину, посвященную рисунку немецкого военного врача Курта Ройбера, сделанного им в ночь с 24 на 25 декабря 1942 года



«Сталинградская Мадонна»






...Укутанная в черный плащ Богоматерь нежно держит на крепкой руке ребенка, склонившись над ним. Защищенный теплом ее тела и рук младенец безмятежно спит. Материнское объятие защищает его от ужасов жизни и смерти. Изнутри мистического круга, который образует фигура склоненной над Иисусом Девой Марией, идет свет...

Этот рисунок, ставший иконой, немецкий пастор и врач 16-й танковой дивизии Курт Ройбер нарисовал в Сталинграде в ночь с 24 на 25 декабря 1942 года.

Той рождественской ночью он развернул перед собой в землянке русскую школьную географическую карту и перевернул ее обратной стороной. Тусклая лампа мерцала над белым бумажным полем - белым, как сталинградская степь, в которую занесла его судьба. Рядом, в госпитальном бункере, умирали от голода и ран однополчане. В рождественское утро, увидев рисунок, многие немцы стали молиться, веря, что Богоматерь - знак свыше, посылаемое небесами спасение.

«Когда открылась дверь и вошли мои товарищи, они остановились как вкопанные в благоговейном молчании, пораженные висящей на глиняной стене картиной, под которой горел огонек на вбитом в земляную стену полене, - писал Курт Ройбер в одном из своих писем. Весь рождественский праздник прошел под впечатлением от рисунка и слов, обрамляющих его: свет, любовь, жизнь».

Но именно 25 декабря, в католическое Рождество, кольцо вокруг немцев намертво сомкнулось...

Прощание и Прощение

- Несколько лет назад священник волгоградского католического собора Альфред Манько обратился ко мне с просьбой выполнить копию с рисунка немецкого пастора и врача Курта Ройбера, - рассказывает волгоградский художник Владислав Коваль. - Когда я стал работать с ксерокопией рисунка, меня поразило то, что я увидел. Расфокусировав взгляд, как это делают художники, чтобы обобщить детали и перенести характер рисунка на полотно, я увидел... лицо немца Курта Ройбера. Разумеется, сам Курт этого не делал, но для меня, как основоположника того направления, в котором я работаю, это было лучшим решением темы, которую я собирался писать. На следующий день я проснулся с идеей создать картину, посвященную «Сталинградской Мадонне» Ройбера.

- Немецкие солдаты на моей картине - уже не захватчики, а просто воины, которые, вероятнее всего, останутся в этом окопе навсегда. Но последняя их надежда - вера в Бога, которого они вспоминают в последние минуты своей жизни, а вовсе не в Адольфа Гитлера. Уж он-то здесь абсолютно ни при чем. Немецкие солдаты вызывают жалость, они закутаны в платки, они перестают быть бравыми рыцарями рейха. Ноги Богородицы Курт Ройбер нарисовал обнаженными, постаравшись сказать тем самым, что она точно так же как они, немецкие солдаты в окопе, замерзает и кутает своего младенца, пытаясь спасти его от лютого сталинградского мороза. Она - с ними и среди них, в этом окопе близка и понятна как никогда раньше в их жизни.

Это знаковая работа, считает Владислав Коваль. Картина была написана за день, накануне католического Рождества и перед годовщиной победы в Сталинградской битве.

- Тем, кому было 20 лет в то время, сейчас по 90, их - единицы, - говорит художник. - Дай-то Бог, чтобы кто-нибудь остался к 70-летию. Эта картина - и Прощание, и Прощение... Кстати, копия рисунка Курта Ройбера находится в волгоградском католическом храме Святого Николая: ее привезли в 1993 году приехавшие в Волгоград на торжества, посвященные 50-летию Сталинградской битвы, бывшие воины-австрийцы.

Волгоградские католики называют ее «Дева Мария Примирения».

Солдат-иконописец


Автопортрет Курта Ройбера.

Курт Ройбер родился в 1906 году в религиозной лютеранской семье. Учился теологии в Марбурге, стал священником в деревенской церквушке в Вихмансхаузене. Накануне войны, в 1938 году, получил степень доктора медицины. В последние годы перед войной у него открылся еще один дар - художника. В России Курт Ройбер рисовал русских женщин, стариков, детей.

«Каждое лицо для него было прозрачным...» - скажет потом его жена, до которой дошло 150 изображений «людей Востока». Еще он оказывал помощь советским военнопленным, лечил гражданских жителей. В письмах он с удивлением рассказывал, как горячо молились простые русские люди в разрушенном Сталинграде.

«Я постоянно всматриваюсь в лица людей и не могу от них оторваться. Я вижу, как врожденная русская меланхолия владеет всем - смехом и плачем, жизнеутверждением и отрицанием, - писал Курт. - Какие темные силы ведут здесь свою игру? Русский человек во всем остается для меня загадкой. Постоянно оказываешься перед славянской душой, как перед непроницаемой стеной тумана. И никогда не знаешь, что увидишь, когда она разомкнется: мягкий теплый свет или еще большую тьму».

13 июня 1942 года он пишет: «Иду по домам. Хочу рисовать детей. Одна мать умоляет меня о помощи. У ее ребенка тяжелейшее заболевание почек. Советы? Помощь? Диета? Нет, он умрет. Пытаюсь сделать наброски нескольких младенцев, их матери рады моему вниманию к их несчастным детям...»

Курт Ройбер не дотянул даже до конца войны, он умер 20 января 1944 года, 38 лет от роду, в плену для военнопленных под Елабугой, но рисунки Курта выжили, их спас его тяжелораненый друг. Он вывез их на последнем самолете, которому суждено было вырваться из сталинградского котла. Этот человек потом расскажет, что в плену Ройбер нарисовал еще одну Деву Марию - «Мадонну заключенную». Она так же крепко держит в руке дитя, но как изменился ее лик! Это изможденное страданием лицо рано постаревшей женщины, глаза, полные ужаса... А незадолго до своей смерти Курт Ройбер переслал из Елабуги в Германию своей семье свой последний рисунок - «Елабужскую Мадонну».

А «Сталинградская Мадонна» находится теперь на родине Ройбера, в храме Поминовения в центре Берлина. В 1990 году ее освятили церковные иерархи трех городов Европы, сильно пострадавших во время Второй мировой войны: настоятель англиканского собора в Ковентри, епископ из Берлина и архиепископ Вольский и Саратовский Пимен.



Tags: Германия, правда о 2-й Мировой войне, чудо
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments