Сергей Иванович Веревкин (sergey_verevkin) wrote,
Сергей Иванович Веревкин
sergey_verevkin

Суд над Патриархом Никоном

До сих пор в приделе одной из церквушек на территории Ново-Иерусалимского монастыря – любимого детища Патриарха Никона, стоит покрытый тяжёлым бархатом каменный гроб. Под спудом которого покоятся то ли останки, то ли мощи, одного из самых загадочных персонажей XVII- го века. Выходца из бедной мордовской крестьянской семьи, ставшего Патриархом Всея Руси Никоном. Еще при жизни своей низложенным с этого высокого поста, и удалившегося на покой тут же, в специально для него отстроенном скиту-замке-крепостюшке. Этот скит-замок-крепостюшка сохранился и до сегодняшних дней, хотя подземные ходы, связывающие башню и сам замок, уже полуобвалились и зияют провалами.



Предыстория суда над Патриархом Никоном
Событие, которое произошло в Москве 346 лет назад, 30 ноября 1666 года по старому стилю, до сих пор оказывает свое влияние на современную церковную жизнь России.
В тот день в Москве состоялся церковный суд над Патриархом Московским и Всея Руси Никоном. Для суда этого с Востока специально прибыли в Москву православные первосвященники Антиохийского и Александрийского патриархатов – Патриархи Макарий Антиохийский и Паисий Александрийский. Самое интересное и загадочное в этом факте – Константинопольский патриарх Парфений запретил этим патриархам вмешиваться в «русские» дела. А когда узнал, что они нарушили его запрет и отправились в Москву, созвал Собор Восточных архиереев, который лишил Макария и Паисия – патриарших престолов. Так что судили они Никона, де-юре, уже в качестве частных лиц.
Что же привело к этому суду?
Во времена правления Великого князя Московского Василия III, его сына Иоанна IV Васильевича, ставшего не только Великим князем Московским, но и царем Всея Руси, сына Иоанна царя Федора Иоанновича – Московия в несколько раз увеличилась по площади. По сути, Московия выросла, переросла - в Россию. Для того, чтобы «переварить» присоединенные обширнейшие территории, ассимилировать многочисленные народы, их населяющие, потребовалось не только время, но и определенные условия другого порядка. Условия, которые бы, как стальным обручем – стягивали бы племена, народности и народы в единое целое – суперэтнос «Русский Народ».
Как раз такие условия обеспечивала господствовавшая на то время система религиозно-государственных отношений в Московии-России. Церковь и государство были настолько связаны друг с другом, что порой нельзя было провести четкой границы – где кончается церковь, и начинается государство. И наоборот. Церковь была на протяжении сотен лет крупнейшим землевладельцем в государстве. Этому, кстати, весьма способствовали огромные жалования различным церквям и монастырям со стороны царя Иоанна IV Васильевича. Имевшего привычку после совершения им в гневе убийств своих подручных, приближенных и т.д. – искренне каяться. И при этом - щедро одаривать монастыри, дабы монашествующие отмолили его душу грешную. А так как убивал он людей в таком состоянии очень часто, являясь, по сути, патологическим серийным убийцей, то и очень часто жертвовал монастырям…
Начиная же со времен фактического правления Патриарха Филарета – отца первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича – церковь, по сути, правила государством.

Церковная реформа царя Алексея Михайловича, приведшая к конфликту между царём и патриархом
Поэтому совершенно естественно, что сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович инициировал в 1649 г. церковную реформу с целью ограничить влияние церкви на государственное управление страной, и разграничить функции церкви и государства. А фактически – не только «загнать» власть Патриарха в область сугубо церковных дел. Но и попытаться поставить церковь в стране «ниже» власти царя. Патриарх же Никон, взяв проведение реформы в свои руки, стремился, наоборот, сохранить существовавшее до сих пор положение, когда владычествовал принцип «священство выше царства», и патриарх должен командовать царем, а не наоборот.
Внешне реформа проходила под знаменем исправления рукописных церковных книг и правил совершения литургий и других церковных треб. В которые за много веков переписывания рукописных книг - вкралось де много описок и искажений. Под этим лозунгом в книги вносились исправления, изменялись правила церковного пения, вводилось единогласие во время литургий. Ну и, конечно – вводилось трёхперстие вместо двуперстия при крещении. Все эти нововведения были призваны адаптировать во многом застарелые и уже отжившие церковные правила – к требованиям и обычаям «дня сегодняшнего». Именно они-то и вызвали – сначала несогласных из числа священствующих и монашествующих.

Раскол и Суд
А затем – и церковный раскол, породив на свет Божий явление «старообрядцев». Которые не признали реформы Никона полностью, объявив их происками нечистых сил. Так возникла на Руси Старообрядческая церковь, которая существует и поныне. С течением времени и сама Старообрядческая церковь пережила несколько расколов, и насчитывает сегодня свыше трех десятков независимых друг от друга «согласий» (направлений, течений, движений). От «богородцев», через «беспоповцев» - и до «духоборов» с «молоканами».
Церковный же Собор 1666 г., созванный 30 ноября, работал целый год, и в историю вошел как Собор 1666-1667 гг. Он под давлением царя Алексея Михайловича осудил Никона, лишил его сана и отправил в «затвор». В специально отстроенный для него скит под самыми стенами Ново-Иерусалимского монастыря. Любимого детища патриарха Никона. Причём скит этот напоминал больше небольшой, но уютный средневековый замок какого-то западноевропейского феодала, нежели келью русского монаха-затворника. Башня и сам замок соединялся подземным ходом, который и поныне можно ясно заметить из-за происшедших позднее обвалов сводов этого хода. Есть версия, что и непосредственно с монастырём этот «скит» соединён также подземным ходом. Сам скит был огорожен глухой высокой кирпичной стеной с бойницами.
Сам же Никон упокоился не в скиту, а в стенах своего любимого монастыря. Там, в приделе одной из церквушек, расположенных в монастыре, и покоится до сих пор гроб с прахом (мощами?) бывшего Патриарха Никона. В миру Никиты Минова, уроженца села Вельдеманово Нижегородской губернии, что в 90 верстах от Нижнего Новгорода. По отцу – мордвина, сироты с трех лет. Выходца из простой крестьянской семьи.










Tags: Россия - НАША РОДИНА, Россия - пути спасения и возрождения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments