Сергей Иванович Веревкин (sergey_verevkin) wrote,
Сергей Иванович Веревкин
sergey_verevkin

Как царь Иоанн убил сына Ивана? И убил ли вообще? Часть 1-я

Царь Иоанн Ужасный и сын его Иван
Пожалуй, ни одно из событий XVI-го века не повлияло так на последующий ход истории Русского Государства, как неожиданная смерть наследника царского престола Московии и Всея Руси – Ивана, сына царя Иоанна IV-го Васильевича «Тишайшего» (так называли его современники не без усилий самого царя - в пику иностранцам, называвшим царя “Terrible” – «Ужасным»). На долгие годы, превратившиеся в столетия, считалось, что Иван погиб от рук самого царя. Так ли это было на самом деле, постарался разобраться автор статьи.



Иллюстрация гибели царевича – картина Репина – так ли это было?
В тот морозный ноябрьский день 1581 г. произошло событие, которое и по сей день не получило однозначного толкования.
В Александровой Слободе, бывшей столице одной из двух частей, на которые было поделено самим царём Русское Государство - «опричной России», скончался наследник и будущий после смерти отца царь «Царства Московскаго и всея Руси» Иоанн Иоаннович. Старший сын царя Иоанна IV Васильевича Иван.
До сих пор россияне при упоминании этого события тут же вспоминают талантливейшую картину Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Которая, вообще-то, была названа автором совсем по-другому - «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Тем не менее, картина эта - с умирающим окровавленным царевичем с кротким лицом агнца-мученика, и исступленно стискивающим его в полубезумном покаянии отцом-сыноубийцей – сразу отвечает на все вопросы – кто, кого, как, чем, когда и где.
Официальная версия была изложена впервые Ватиканским папским нунцием (послом) Антонио Поссевино, посланным в то время в Московию для переговоров с царем относительно окончания затянувшейся Ливонской войны. Она гласила: Иван Ужасный застал свою беременную невестку, жену царевича Ивана Елену Шереметеву, мало того - на мужской половине Кремлёвского дворца, где ей делать было вообще нечего - да ещё и в неподобающем виде. С распахнутыми полами, незавязанным поясом, без головного убора. В те времена такое считалось верхом безнравственности, похлеще извращенок в балаклавах на головах, дрыгающих тощими ляжками на амвоне Храма Христа Спасителя, и было недопустимо. И царь – то ли побил невестку, то ли стал её отчитывать. За безнравственную супругу вступился её муж – царевич Иван. Что привело царя в исступление – в дело вступил окованный металлом посох, пробивший висок царевича. Ну, а дальше всё, как в картине Репина. Есть ещё более пошлый вариант этой версии. Молодая невестка приглянулась старому свёкру, пожаловалась на грязные домогательства своему мужу, и теперь уже тот резко стал отчитывать отца. Затем – опять посох – и картина маслом, то бишь, Репина.
Так ли всё было?

Первые сомнения насчёт официальной версии гибели Ивана
Первое сомнение зарождается, когда вдруг узнаёшь: а царевич Иван-то, оказывается, готовясь отойти в мир иной, пожертвовал деньги в Кириллов монастырь. И сумму огромную - тысячу рублей (а на полкопейки тогда можно было пировать и гулять весь день!). Завещая при этом «…за этот вклад его поминати». Это когда же он успел-то это всё сделать, болезный, если всё было, как «по Репину»?
Ещё более запутывает картину гибели само место смерти. Пискарёвская летопись так повествует об этом: «…О смерти царевича Ивана Ивановича в 12 час нощи лета 7090 ноября в 17 день. За грехи крестиянския начало пременение царскому роду, а Русской земле на погибель конечную: преставление царевича Ивана Ивановича в слободе Александрове…». Это что же получается – получив, «по Репину», посохом по виску, царь, заметая следы, срочно приказал отправить царевича в слободу Александрову. Где Иван, прибыв туда, надиктовал завещание и тут же скончался? Александрова Слобода, ныне город Александров, от Москвы отстоит на расстоянии более чем в сто километров. В те времена туда добираться надо было несколько суток, а с раненым тяжело царевичем – так вообще не менее недели. Да и не довезли бы его туда живым в таком состоянии – с пробитым виском. А ведь он перед смертью в Слободе завещание успел написать или продиктовать!
И почему основной и единственный источник версии «сыноубийства» - это католический монах Антонио Поссевино? Он-то откуда появился на Православной Руси?
Что вообще происходило в то время на Руси и в Европе, учитывая наличие в этой истории этого самого прыткого Папского Нунция Поссевино?

Перепитии Ливонской войны
А происходила тогда – Ливонская война.
Точнее, она тогда заканчивалась. И заканчивалась – крайне неудачно для Московии. Начавшаяся в 1558 г. война с Ливонским Орденом сначала протекала для Московии благополучно – через несколько лет войны войска Ордена были разбиты наголову. Мощное государство Ливонский Орден практически перестало существовать. В союзном Ливонскому Ордену униатском государстве «королевстве Польши и Великом княжестве Литовском и Русском» с 1572 г. начался период «бескоролевья». И у победоносного Царства Московского и всея Руси появился исторический шанс расколоть униатское государство и присоединить к Московии его восточную часть - Великое Княжество Литовское и Русское. А значит – воссоединить все славяно-русские области бывшей Киевской Руси под властью Московитского царя. Многие литовские феодалы призывали тогда к себе на престол младшего сына Иоанна Ужасного – смиреннейшего Федора Иоанновича. Но Иоанн Ужасный решил сам стать Великим Князем Литовским и Русским. Сделав его такой же неотъемлемой частью Московии, как бывшие княжества Суздальское, Тверское, Смоленское. На что война возобновилась с новой силой.
Но вот наступил 1576 г., знаменательный для обеих участвующих в войне сторон.
В этом году «Бескоролевье» закончилось избранием на престол униатского государства Семиградского (Трансильванского) князя Стефана Батория. Выдающейся личности всего XVI столетия. Именно тогда родилась единое государство Жечь Посполита на месте униатского государства «Королевства Польского и Великого Княжества Литовского и Русского». И, одновременно, именно тогда закатилась звезда военных удач Московитского царства. Постепенно войска Московии потеряли все завоевания в Ливонии. Более того, Стефан Баторий взял Полоцк, Великие Луки, осадил Псков. Вовремя подсуетившиеся шведы захватили все прибалтийские города и земли Московии – Нарву, Ижору, лишив Московию выхода к Балтийскому морю.
В том же 1576 г., в августе, Иоанн Ужасный прекратил разделение Московитского царства на «Земщину», которой правил назначенный им татарский царь из чингизидов Симеон Бекбулатович, и «Опричнину», управляшуюся самим Иоанном Ужасным. Но военная удача к его войскам – так и не вернулась.

Вторая версия гибели царевича «от Поссевино»
Иоанн Ужасный начал переговоры со Стефаном Баторием, переговоры неуспешные и безрезультатные. Появились посредники. И тут-то и появился на свет истории Папский нунций (посол) иезуит Антонио Поссевино. Иезуит, не так о мирных переговорах заботившийся, как о попытках окатоличивания России. Ему, кстати, принадлежит и вторая версия гибели царевича Ивана. Якобы царевич Иван был сторонником окатоличивания России, и именно за это и был убит своим отцом – яростным сторонником православия.
Версия эта еще более неправдоподобная, нежели чем первая его версия, связанная с женой царевича в ее двух вариантах. Потому что царевич Иван был известен на Руси, как один из руководителей опричников и видных деятелей опричнины. Созданной его отцом - именно как главный оплот православия на Руси. И смерть его в столице опричнины – Александровой Слободе – подтверждает эти утверждения. Кроме того, царевич Иван, будучи одним из видных «полевых командиров» опричников, был крайне популярен среди всех опричников. И, одновременно, он был не только самым влиятельным, но и самым верным царю Иоанну «полевым командиром» опричников. Если сравнивать с днём сегодняшним, то тогда царь Иоанн и царевич Иван были примерно на таких же ролях, как Рамзан Кадыров при жизни президента Ахмат-Хаджи Кадырова.
Так что в первую очередь царевич Иван был наиболее опасен именно для сторонников окатоличивания России, да и для самого Папского Нунция Антона Поссевино. Он был противником каких-либо переговоров между Стефаном Баторием и Московией, собирая в Александровой слободе отряды для снятия осады Пскова и разгрома под Псковом войск Батория. И уж тем более он был противником участия в этих переговорах в качестве посредника Папского Нунция – посла ненавистного русским православным Ватикана, Папского Государства.







Tags: Россия - НАША РОДИНА
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments