Сергей Иванович Веревкин (sergey_verevkin) wrote,
Сергей Иванович Веревкин
sergey_verevkin

Categories:

Реформы образования.

Эта статья, опубликованная в "Парламентской Газете", был написана шесть лет назад. Что изменилось за это время? И в какую сторону?

Хождение по школам. Записки подопытного кролика.
В настоящее время в России избыточная сеть учебных учреждений. У нас 66 тысяч, 21 тысяча городских и 44 тысячи сельских.
Что и говорить, жизнь полна перемен. Так получилось, что за всю свою школьную жизнь мне пришлось получать знания в четырёх разных школах, которые совершенно отличаются друг от друга как внешне, так и внутренне, и, можно сказать, относятся к четырём различным типам. Ни одну из них нельзя назвать ни полностью хорошей, ни полностью плохой. Везде присутствуют свои плюсы-минусы. Какие именно? Сейчас я всё подробно расскажу.


Всё началось с того, что 1 сентября 1997 года я, обуреваемая желанием учиться, учиться и ещё раз учиться, стала первоклассницей Церковно-Приходской школы №1, что в Красном селе. Что было действительно хорошо – это благой дух, царивший среди учеников и учителей, светлая и радостная атмосфера, которая только располагала к учёбе. С первого класса, помимо общеобязательных дисциплин, нам стали преподавать такие интересные предметы, как церковнославянский язык, церковное пение, закон Божий, благочестие, словесность – то есть те предметы, которые в совокупности дают представление об основах православия, о котором, к сожалению, мало, где в других школах могут рассказать не как о традиции, обычаях, обрядах, а как истинной вере русского народа. Именно в младшей школе в нас воспитывали русский дух, веру, патриотизм, когда детские души так тянутся к наставлению.
Но учёба учёбой, и, несмотря на высокую дисциплину, мы были обычными детьми, которые не могли вечно сидеть за партой и хотели порезвиться, поиграть, развеяться, наконец, в чем нам постоянно отказывали и ругали, говоря про неприличное поведение на территории храма. Что же касалось времяпровождения на переменах в школе, то тут сказывалась нехватка помещений и в связи с этим крайняя, запредельная теснота, не позволявшая не только порезвиться, но даже выйти всем одновременно из класса.
Время шло, настала пора средней школы, мы повзрослели, появились серьёзные предметы – алгебра, геометрия, физика, биология, литература и проблемы с преподаванием. Если в младшей школе учёба не была сложной и не требовала углубленного изучения, то теперь требовалось постоянно вдумываться в слова учителя, следить за всеми требованиями и замечаниями и со всей серьёзностью относится к уроку, что было очень сложно из-за частой смены систем и форм преподавания, вызванной частой сменой учителей недовольных низкой зарплатой. А те, кто были довольны, преподавали свои предметы некачественно, на низком уровне, что сказывалось на успеваемости учеников. Отсутствие необходимого учебного оборудования, пособий, наглядных материалов, специализированных классов тоже отнюдь не увеличивало успеваемость и зачастую, мы очень сильно отставали от школьной программы. И всё это – при завышенной оплате за обучение. К слову сказать, в школе присутствовало открытое разделение всех школьников на две категории – школьники «доноры» – дети обеспеченных родителей, за счёт которых и содержалась школа, и «основной состав» - дети необеспеченных родителей, которые не вносили никаких средств, или же минимальные средства за обучение собственных детей. Причём к первой категории отношение учителей было открыто враждебное и предвзятое, им навязывали требования подстраиваться во внешнем виде под детей самых необеспеченных родителей.
С другой стороны, система школы, слепо копирующей дореволюционную гимназию, была архаичной, отставшей от требований сегодняшнего дня – попытки ввести изучение древнегреческого языка и латыни, невостребованных и неиспользуемых на практике в современном мире, изучение в качестве единственного языка французского, хотя в настоящее время международный язык – английский, без знания которого сложно быть хорошим специалистом и работником. Всё увеличивалось довление учителей над личностью школьника, появился негласный запрет высказывать открыто свое мнение, тем более, если оно не совпадает с мнением учителя по этому вопросу. Стремление упростить до монашеского форменную одежду и навязывание некачественной, дешёвой формы вызывало только недовольство, как учащихся, так и родителей. Но нет худа без добра – в школе не было мата, курёжки, «бухаловки», наркоты и «разврата». Это было большим плюсом, но в первую очередь важны знания и, приняв окончательное решение, я перешла в Пушкинский лицей № 1500.
Это учебное заведение осуществляет подготовку учеников 8-11 классов по социально-экономическому направлению «Региональная политика и государственное управление». Профильные предметы - география, история, право, экономика, экология. Так же в процессе учёбы лицеисты изучают основы социологии, психологии, культурологии, политологии, философии, риторики, менеджмента, геоэкологии, но, наряду с такими интересными занятиями, присутствует слабое преподавание некоторых непрофильных предметов. Надо заметить, что Пушкинский лицей один из немногих лицеев осуществляет бесплатное обучение.
Что, в первую очередь, удивляет и привлекает «новеньких» - это наличие разноплановой, интересной общественной работы – это как проведение различных праздников, мероприятий на серьёзном, профессиональном уровне, так и функционирование Лицейской думы и думских министерств, выборы президента лицея (проводимых раз в год), что готовит учащихся к «взрослой» жизни, воспитывает в них чувство ответственности, уверенности в себе и помогает точно определиться с выбором будущей профессии. К сожалению, зачастую ученику трудновато нести все обязанности, налагаемые общественной работой, на свои плечах без оказания необходимой помощи и руководства со стороны преподавательского состава и отсутствия специально выделенных для этого людей-профессионалов. Порой, такое чрезмерное увлечение общественной работой наносит ущерб изучению профильных дисциплин. К слову сказать, лицеисты имеют неограниченные возможности участвовать в городских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях (в том числе и спортивных), проектах, что помогает ученику набирать свой социальный пакет. Но отличительной особенностью Пушкинского лицея является (помимо высокой дисциплины) стремление создать «дух» и единение всех учащихся лицея, получить знания, а не просто отсидеть от звонка до звонка, самоидентификация их как «лицеистов». Здесь с радостью встречают «новеньких» и с грустью провожают одиннадцатиклассников; учась в лицее, ты постепенно начинаешь ощущать себя частью единого целого и с гордостью носить звание лицеиста.
Но я, слишком сильно погрузившись в общественную работу, решила «вынырнуть из этого моря», чтобы вплотную заняться уроками, и перешла в специализированную на поступление в ГУВШЭ школу № 312.
Поговоря с директором, создалось впечатление, что это серьёзное элитное учебное заведение («здесь училась дочка Немцова!»), с прекрасным преподавательским и ученическим составом. Но стоило мне поучиться в этой школе два урока, как захотелось оттуда поскорее убежать. Во-первых, из-за того, что класс состоит из учеников, явно не понимающих, что школа – учебное заведение, а не место разговоров про тусовки, дискотеки и тому подобную ерунду и разглядывания (не думаю, что кто-то продвинулся дальше чтения по слогам) журналов перед носом у учителя. Я уже не говорю о том, чтобы какой-нибудь ученик потратил своё драгоценное время на выполнение домашнего задания и потрудился засунуть в портфель необходимые вещи для урока или потрудился представить себе внешний вид школьника и постараться соответствовать такому образу. Что же касается преподавателей, то многим из них перевалило за шестьдесят, и предметы они уже преподают не так бойко и интересно. Поэтому следующим моим шагом был переход в географический класс средней общеобразовательной школы № 610: ШД.
ШД – это не моя выдумка. ШД – так называют свою школу сами ученики. Все они произносят эти две буквы на полном серьёзе и даже с некоторой гордостью, а расшифровывают по-разному. Кто – как «школа дураков», кто – как «школа дебилов». Все – «шестьсот десятая».
В этой школе учатся дети почти со всего района. Перейдя из 312-ой школы, поначалу я думала, что попала в рай: новое, хорошее по нынешним меркам здание с прекрасными классами, спортзалами, специализированными кабинетами; хороший учительский состав, преподающий свои предметы на высоком профессиональном уровне и класс, с виду, вполне нормальный. Но это только поначалу.
Через некоторое время мне стало ясно, что, благодаря усиленному занятию уроками и хорошей учёбе, за мной закрепилась слава «ботанички», зубрилы, одноклассницы, с которой общаться-то нормально нельзя: не пьёт, не курит, на мате «не щёлкает», получает хорошие оценки. Просто не человек, а робот какой-то. А те, кто были похожи на нормальных учеников, держались скучной или по каждому пустяку ржущей компанией. Такое положение в классе на мне, конечно, хорошо не сказывалось, – я ходила в школу как на каторгу. В свою очередь, смотря на крайне низкий уровень дисциплины среди школьников на определённых уроках, неблагодарную работу учителей, выкладывающихся «на все сто», преобладающее среди большинства учащихся нежелание учиться, преподносимое всем остальным как совершенно нормальное и достойное подражания, поголовное употребление учащимися в разговоре мата и прочей нецензурщины и распространение табакокурения, зная об употреблении многими «лёгких» наркотиков, типа конопли, ранних половых связях между учащимися – я просто приходила в ужас. Нельзя было не заметить пренебрежительно-унизительного отношения со стороны многих учащихся к детям необеспеченных родителей или к детям кавказской и среднеазиатской национальности - так называемым «хачам» и систематические оскорбления и издевательства в их адрес. Отсутствие какого-либо контроля со стороны преподавательского состава за внешним видом учащихся давало полную свободу действий школьникам – разнообразная нешкольная одежда, всяческие причёски, выжигания на теле и татуировки.
Так что, худо-бедно дотянув в такой обстановке до конца третьей четверти, со сформировавшимся серьёзным, ответственным отношением к учёбе я вернулась в родной лицей.
На примере 312-ой и 610-ой школ можно заметить, что помимо таких важных проблем, как повышение заработной платы учителям, вариативность школьной программы, существует не менее важная проблема – сами учащиеся. Что толку, если у учителей будет хорошая зарплата, учиться школьники будут по идеальной, совершенной школьной программе, когда у самих учеников нет никакого желания учиться, получать знания? Когда уроки они расценивают как пытку? Как бы хорошо учитель ни преподавал свой предмет, ученик не будет дома готовиться к уроку. Почему? Они уверены, что учёба – пустая трата времени, в институт они и без неё поступят (когда у родителей есть возможность оплатить учёбу в ВУЗе), либо вообще высшее образование получать не будут – средств нет. Неужели это неважно? Такая проблема существует и её надо решать наряду с другими.
Побывав в таком девятилетнем путешествии, я сделала выводы:
Благой дух, патриотизм, вера - это, конечно, прекрасно, но в совокупности со всеми ученическими удобствами – большой площадью учебного заведения, специализированными кабинетами, спортзалами, наглядными материалами, пособиями.
 Делу – время, потехе – час. Общественная работа всегда должна возлагаться не только на учеников, чтобы не наносить вред учебе – первоочередной обязанности школьника.
 Отнюдь не всегда за красивым, длинным названием и сладкими речами директора скрывается настоящая суть учебного заведения – это можно проверить только на собственном опыте, проучившись там некоторое время.
 Районные общеобразовательные школы, в которых учатся дети со всего района, зачастую наносят только вред формированию личности ученика.
Конечно, как говорится, думайте сами, решайте сами, но, учтя вышеперечисленные факторы, вы с наибольшей вероятностью подберёте хорошую школу для своего ребёнка. Удачи вам в школьном плавании!





Tags: Россия - вперед?, Россия - пути спасения и возрождения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments